Версия для слабовидящих

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств г. Пошехонье  

"Память в камне - 2020"

Вашему вниманию наш исторический цикл "Память в камне", посвященный одним из самых известных мемориалов героям Великой Отечественной войны. Конечно, это далеко не все мемориалы, существующие в мире, но мы попытались поделиться с вами самыми впечатляющими. "Почему ДШИ заговорила о памятниках?", - подумаете вы. Мы отвечаем - потому что любая скульптура - это гениальное дело рук художника, таланта декоративно-прикладного творчества. И мы надеемся, что кто-нибудь из наших выпускников-художников обязательно станет известным человеком и внесет свой культурный вклад в жизнь своей страны, ну а выпускники музыканты и хореографы смогут на сценических площадках поделиться со всеми людьми своими эмоциями и преподнести дань тем великим годам и героям войны! 

Итак, для вас цикл "Память в камне-2020"!

1. ПАМЯТНИК-АНСАМБЛЬ «ГЕРОЯМ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ» (Мамаев курган, Волгоград)

Это, пожалуй, самый известный мемориал, посвященный Великой Отечественной войне, величественный и символичный. Его строили 8,5 лет: с 1959 по 1967. Главный архитектор - Евгений Вучетич, который трижды в своем творчестве обращался к теме меча.Сама скульптура должна была символизировать стремление всех людей мира бороться за разоружение и наступление торжества мира на Земле. От подножия к вершине кургана ведут 200 ступеней. Это число выбрано неслучайно: именно столько дней длилась Сталинградская битва, положившая конец наступлению фашистских войск. Центр мемориала - скульптура "Родина-мать зовет!" - долгие годы была самой высокой статуей в мире: высота составляет 52 метра. Это в 1,5 раза больше Статуи свободы в Нью-Йорке. "Родина-мать" - уникальная инженерная конструкция, созданная из железа и бетона, с тонкими стенами (25-30 см), которая сохраняет равновесие благодаря удивительно точным расчетам. Сегодня она занимает 11-е место в книге рекордов Гиннеса. В ночное время монумент эффективно освещается прожекторами.

Помимо памятника "Родина-мать" есть и другие композиции, входящие в мемориальный комплекс:

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»
  • Аллея пирамидальных тополей
  • Площадь Стоявших насмерть
  • Стены-руины
  • Площадь Героев
  • Монументальный рельеф
  • Зал Воинской славы
  • Площадь Скорби
  • Воинское мемориальное кладбище
  • Мемориальный парк у подножия Мамаева кургана
  • Танковая башня на постаменте, за Храмом «Всех Святых» — часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города.


Также на территории кургана до наших дней сохранились:

  • Немецкий дот
  • Родник жизни
  • Половина шасси танка времён ВОВ


При посещении стен-руин и Зала воинской славы можно услышать голос легендарного советского диктора Юрия Левитана и специально записанные для мемориала звуковые фрагменты. В 1965 году на Мамаевом кургане была заложена капсула участников войны к потомкам, которую должны вскрыть 9 мая 2045 года, в день столетия Победы. 12 июня 2008 года на Красной площади в Москве были подведены итоги конкурса «7 чудес России». По результатам голосования Мамаев курган вошёл в число семи российских чудес.

 

2. «ТЫЛ - ФРОНТУ»(Магнитогорск)


Это первая часть триптиха монументов, среди которых "Родина-мать зовет" в Волгограде и "Воин-освободитель" в Берлине. По задумке авторов, меч, выкованный тружениками тыла на Урале, поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане, а уже опускает его после победы солдат в Берлине.Причины, по которым именно Магнитогорску выпала такая честь — стать первым российским городом, в котором был установлен памятник труженикам тыла, ни у кого не должна вызывать удивления. Согласно статистическим данным — каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы войны был выпущен из магнитогорской стали. Отсюда и такой символизм этого монумента — работник оборонного завода, стоящий на Востоке, передает выкованный меч солдату-фронтовику, который отправляется на Запад. Туда, откуда пришла беда. Авторами данного монумента стали скульптор Лев Головницкий и архитектор Яков Белопольский. Для создания монумента использовались два основных материала — гранит и бронза, его высота - 15 метров. На берегу реки для установки монумента был возведен искусственный холм, высота которого составила 18 метров (основание холма специально было укреплено железобетонными сваями, для того чтобы оно смогло выдержать вес установленного монумента и не обвалилось со временем). В центре монумента – две фигуры – воин и рабочий. Рабочий смотрит в сторону металлургического комбината, а воин - на запад, где проходили военные действия. Рядом установлен Вечный огонь. Монумент изготовили в Ленинграде, а после в 1979 г. воздвигли на укреплённый холм в Магнитогорске. В 2005 году была открыта еще одна часть памятника. На этот раз композиция была дополнена двумя треугольниками, на которых можно прочесть имена всех жителей Магнитогорска, которые погибли во время боевых действий в 1941-1945 годах (всего перечислено чуть больше 14 тысяч фамилий).

 

3. Монумент «ВОИН-ОСВОБОДИТЕЛЬ» (Берлин)

8 мая 1949 года в канун четвертой годовщины победы над фашистской Германией в Берлине состоялось торжественное открытием памятника советским воинам, которые погибли во время штурма немецкой столицы. Монумент «Воин-освободитель» был установлен в берлинском Трептов-парке. Его скульптором выступил Е. В. Вучетич, а архитектором Я. Б. Белопольский. Высота самой скульптуры воина составила 12 метров, его вес 70 тонн. Данный монумент стал символом победы советского народа в Великой Отечественной войне, также он олицетворяет освобождение всех европейских народов от фашизма.

Скульптура солдата общим весом примерно 70 тонн был произведена весной 1949 года в Ленинграде на заводе «Монументальная скульптура», она состояла из 6 частей, которые затем были перевезены в Германию. Работы по созданию мемориального комплекса в Берлине были закончены в мае 1949 года, а торжественно открыл его советский комендант Берлина генерал-майор А. Г. Котиков. В сентябре 1949 года все обязанности по уходу и содержанию памятника были переданы советской военной комендатурой магистрату Большого Берлина.

Центром берлинской композиции стала бронзовая фигура советского воина, который стоит на обломках фашистской свастики. В одной своей руке он держит опущенный меч, а другой рукой поддерживает спасенную немецкую девочку. Предполагается, что прототипом для данной скульптуры послужил реальный советский солдат Николай Маслов — уроженец села Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Во время штурма немецкой столицы в апреле 1945 года он спас немецкую девочку. Сам Вучетич создавал монумент «Воин — освободитель» с советского десантника Ивана Одаренко из Тамбова. А для девочки на скульптуре позировала 3-летняя Светлана Котикова, которая была дочерью коменданта советского сектора Берлина. Любопытно, что на эскизе памятника солдат держал в свободной своей руке автомат, но по предложению Сталина скульптор Вучетич заменил автомат на меч.

Памятник расположен на вершине насыпного кургана, к его постаменту ведёт лестница. Внутри постамента находится круглый памятный зал. Стены зала украшены мозаичным панно (художник А. А. Горпенко). На панно изображены представители разных народов, включая народы Кавказа и Средней Азии, возлагающие венки на могилу советских воинов. Над их головами на русском и немецком языках написано: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества» (цитата из доклада И. В. Сталина к 27-й годовщине Октябрьской революции). В центре зала расположен кубический постамент из чёрного полированного камня, на котором стоит золотой ларец с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. В книгу вписаны имена героев, павших в боях за Берлин и погребённых в братских могилах. Купол зала украшает люстра диаметром в 2,5 м из рубинов и хрусталя, воспроизводящая орден «Победа».

Несмотря на то, что Меч Победы начал свой путь на Урале, а закончил его в Берлине, монументы триптиха были построены в обратном порядке. Так памятник «Воин-освободитель» был установлен в Берлине уже весной 1949 года, строительство монумента «Родина-мать зовет!» закончилось осенью 1967 года. А первый монумент серии «Тыл — фронту» был готов только летом 1979 года.

"Воин-освободитель" изображен на юбилейной монете 2015 года.

 

 4. Мемориальный комплекс - «ЖУРАВЛИ» (г.Саратов)

Строительство Мемориала началось весной 1980 года и закончилось в апреле 1982 года. Юрия Менякина, создателя мемориального комплекса в память погибших в войну саратовцев, вдохновила песня "Журавли" на стихи Расула Гамзатова. Поэтому основной темой памятника стали светлая память и светлая печаль. Впоследствии при личной встрече Ю. И. Менякина с Р. Г. Гамзатовым в Москве поэт сказал, что именно таким он представлял материальное воплощение своего стихотворения.

Памятник представляет собой три железобетонных пилона высотой 40 метров со стилизованным изображением двенадцати журавлей, летящих на запад, символизирующих души погибших солдат. Интересно то, что одновременно можно видеть только одиннадцать птиц. В центре памятника – три пятиконечные звезды, покрытые сусальным золотом, сделанные по аналогии с высшей наградой СССР - Героя Советского Союза. Птицы выполнены из нержавеющего металла. Журавлиный клин — это огромная конструкция; система металлических рам, связанных в замкнутый треугольник; длинные консоли и крепёжные детали. На ЭВМ было рассчитано не менее 30 вариантов конструкций журавлиного клина, чтобы он выдержал напряжение и все колебания воздушных потоков. Клюв журавля под напором ветра может колебаться по горизонтали в радиусе до одного метра.

К памятнику ведут пять лестничных маршей, на которых выбиты города, в защите и освобождении которых принимали участие саратовцы. Аллея Славы от Мемориального камня и до начала Лестницы вымощена камнем-брусчаткой. Брусчаткой вымощена и смотровая площадка у основания Пилонов. Брусчатка — как символ. На брусчатке Красной площади Москвы 7 ноября 1941 года военным парадом в честь 47-й годовщины Великого Октября начался трудный долгий путь к Победе, закончившийся на брусчатке улиц Берлина 9 мая 1945 г. Крупная массивная округло-выпуклая брусчатка непривычна и неудобна посетителям Мемориала, но она реально создаёт ощущение нелёгкого пути к Победе. Камень-брусчатку завозили с улиц Астраханская и Рабочая, где ещё до 1917 года его укладывала бельгийская фирма. Потребность в брусчатке для Мемориала — основная причина демонтажа каменного покрытия и асфальтирования этих улиц в 1980—1982 годах.

Сам подъём к памятнику осуществляется через пять маршей лестницы, на каждом из них можно увидеть год и названия городов в обороне и освобождении которых принимали участие саратовцы:

  • 1941 год, города: Брест, Смоленск, Одесса, Ельня, Волоколамск, Елец, Тихвин, Калинин, Калуга.
  • 1942 год, города: Можайск, Москва, Юхнов, Харьков, Ставрополь, Ростов, Новороссийск, Сталинград.
  • 1943 год, города: Воронеж, Ленинград, Ржев, Курск, Белгород, Киев, Днепропетровск, Брянск.
  • 1944 год, города: Рига, Петрозаводск, Минск, Вильнюс, Кишинев, София, Бухарест, Новгород, Таллин.
  • 1945 год, города: Берлин, Кенигсберг, Варшава, Прага, Дрезден, Братислава, Белград, Будапешт, Вена, Порт-Артур, Пхеньян.


Воздвигнутый на Соколовой горе на высоте 160 метров над уровнем моря, имеющий рукотворный холм высотой 100 метров и установленные на нём сорокаметровые пилоны, позволяют видеть силуэт журавлей из многих точек Саратова и Энгельса, а также с 20-километрового расстояния вниз и вверх по Волге.

 

 5. Мемориал «ГЕРОЯМ-ПАНФИЛОВЦАМ» (Дубосеково, Волоколамский район Московской области)

Мемориальный комплекс (оригинальное название "Подвигу 28"), посвящённый 28 воинам Красной армии из состава группы истребителей танков 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова. Комплекс был торжественно открыт к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне 6 мая 1975 года. На церемонии открытия присутствовали участники событий И. Д. Шадрин и Д. А. Кожубергенов. Комплекс состоит из шести 10-метровых скульптур: политрука, двух бойцов с гранатами и еще трех солдат, олицетворяющих воинов шести национальностей, сражавшихся в рядах дивизии Панфилова. Перед скульптурной группой находится полоса бетонных плит — это символ рубежа, который немцы так и не смогли преодолеть. Авторами проекта монумента стали Николай Любимов, Алексей Постол, Владимир Федоров, Виталий Датюк, Юрий Кривущенко и Сергей Хаджибаронов. Фигуры мемориала были размещены в поле, на обширной возвышенности.

Комплекс разбит на три части. Спереди располагается скульптура («Вперёдсмотрящий») политрука, вглядывающегося в даль из-под руки. В отдалении — две скульптуры бойцов, сжимающих в руках противотанковые гранаты. В центре — композиция «Клятва на верность Родине», состоящая из трёх скульптур воинов с лицами преисполненными решимости.

Впереди скульптурной группы сооружена широкая полоса из бетонных плит, символизирующая оборонительный рубеж, дальше которого немецкие войска не прошли. Одним концом полоса упирается в гранитную стену с описанием трагических событий, другим — в ритуальную площадь, выложенную бетонными плитами. На площади расположен музей-дот с обзорной площадкой на нём. Между бетонной полосой и скульптурной группой находится площадка со звездой из красного гранита предназначенная для возложения венков.
 
  • На гранитной стене у подножия мемориала высечены следующие слова: «Защищая Москву в суровые ноябрьские дни 1941 года на этом рубеже в жестокой схватке c фашистскими захватчиками стояли насмерть и победили 28 героев-панфиловцев».
  • В 150 метрах от скульптурной группы через автодорогу располагается ещё одна гранитная плита с надписью: «ЗДЕСЬ 16 ноября 1941 года защищая Москву сражались 28 героев ПАНФИЛОВЦЕВ. Славные сыны нашего народа преградили дорогу 50 фашистским танкам». От имени сердца, от имени жизни повторяем — ВЕЧНАЯ СЛАВА ГЕРОЯМ!

 

6. Мемориал «ЗАЩИТНИКАМ СОВЕТСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» («АЛЁША») в Мурманске

Изначально монумент предполагалось установить на площади Пять Углов, но затем выбрали сопку Зелёный Мыс, возвышающуюся над городом и Кольским заливом на 173 метра. Памятник был заложен 17 октября 1969 года, а к его возведению приступили в мае 1974. К 30-летию разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье — 19 октября 1974 года состоялось открытие монумента. Инициатором сбора средств на сооружение памятника стал коллектив плавмастерской «Резец». Проект комплекса был разработан архитектором И. А. Покровским и скульптором И. Д. Бродским.

Юными мурманчанами во время открытия памятника была дана клятва: «Десятилетия прошли со дня Победы. Годы сменяются годами, поколения — поколениями. Но пока стучат наши сердца, мы будем помнить тех, кто в последнем броске навстречу победе погиб, защищая Родину. »

Стоявший на рейде в Кольском заливе крейсер «Мурманск» салютовал 30 залпами в честь праздника и открытия мемориала. 9 мая 1975 года в мемориальном комплексе прошло торжественное перезахоронение останков Неизвестного солдата и был зажжён Вечный огонь, перенесённый к подножию Алёши от памятника 6-й Героической батарее. В октябре 2004 года к 60-й годовщине победы советских войск в Заполярье, мемориал дополнила аллея памятных плит городов-героев. Под ними были заложены капсулы с землёй из этих городов. В 2010 году с памятника Защитникам Советского Заполярья началась акция телеканала Россия «Чудеса России с высоты птичьего полёта».

Основной в мемориале является фигура солдата в плащ-палатке, с автоматом за плечом. Высота постамента памятника — 7 метров, высота статуи — 35,5 метра. Высота же всего монумента 42 метра, вес полой внутри скульптуры более 5 тысяч тонн. Статуя «Алёши» уступает по высоте в России лишь волгоградской статуе «Родина-мать». Памятник относится к одним из высочайших памятников России. Взгляд воина устремлен на запад в сторону Долины Славы, где во время Великой Отечественной войны проходили наиболее ожесточённые бои на подступах к Мурманску. Перед монументом располагается подиум «Вечный огонь», который был выполнен из блоков природного камня чёрного цвета. Чуть выше, рядом с фигурой солдата — покатая трёхгранная пирамида. По замыслу авторов — это приспущенное в знак скорби по павшим воинам боевое знамя. Рядом с ней находится стела из полированного гранита с надписью: «Защитникам Заполярья — воинам 14-й армии, 19-й армии, Краснознаменного Северного флота, 7-й воздушной армии, пограничных отрядов № 82, 100, партизанских отрядов «Советский Мурман», «Большевик Заполярья», «Полярник», «Сталинец», «Большевик». Слава отстоявшим эту землю!»

Чуть в стороне от монумента находятся два зенитных орудия. Во время боевых действий на этой вершине находились зенитные батареи, прикрывавшие с воздуха город Мурманск. У подножия памятника замурованы две капсулы. Одна с морской водой с места героической гибели легендарного корабля «Туман», другая — с землёй из Долины Славы и из района боёв на рубеже Верман. Широкая центральная лестница ведет к трибуне для почётных гостей, присутствующих при проведении официальных церемоний. Завершает комплекс открытая в 2004 году аллея памятных плит городов-героев.

Особенно завораживающее "АЛЁША" смотрится на фоне северного сияния.

 

 

 7. Монумент «ГЕРОИЧЕСКИМ ЗАЩИТНИКАМ ЛЕНИНГРАДА» (Санкт-Петербург, площадь Победы)

Этот памятник посвящен подвигу горожан в трагические дни блокады 1941—1944 годов. Идея сооружения памятника героическим защитникам Ленинграда возникла ещё в годы Великой Отечественной войны. Приступить к созданию мемориала удалось лишь спустя 30 лет после полного освобождения города от вражеской блокады. Лишь в 1960-х годах было окончательно выбрано место возведения будущего мемориального комплекса — площадь у Средней Рогатки, которая в 1962 году была названа площадью Победы.

Выбор места был не случаен. Московский проспект с первых дней войны стал фронтовой дорогой, по нему шли дивизии народного ополчения, техника и войска. В непосредственной близости отсюда проходил передний край обороны. У самой Средней Рогатки был оборудован мощный узел сопротивления с дотами, противотанковым рвом, стальными ежами, железобетонными надолбами и огневыми артиллерийскими позициями. В июле 1945 года, когда жители города встречали гвардейские войска, возвращавшиеся с фронтов Великой Отечественной, именно здесь была возведена временная триумфальная арка.

Сооружение мемориала частично велось на средства многочисленных добровольных пожертвований. Для этих целей в Госбанке пришлось открыть лицевой счёт № 114292. Ленинградцы горячо откликнулись на этот призыв. На счёт перечислили деньги сотни тысяч горожан, многие коллективы предприятий, организаций, учащиеся школ. Начало строительства откладывалось, поскольку в ходе многочисленных конкурсов выявить победителя не удавалось.

В начале 1970-х годов для завершения работ над проектом памятника была создана специальная творческая группа в составе: архитекторов В. А. Каменского и С. Б. Сперанского и скульптора М. К. Аникушина. Все они были участниками обороны Ленинграда.

Монумент оформляет южный въезд в Санкт—Петербург со стороны Пулковских высот и аэропорта. Это запечатленное в бронзе и граните повествование о героической странице в истории города, мирная панорама которого простирается за площадью Победы. Обращённый к въезжающим в город фасад мемориала — «Площадь Победителей». На высоких гранитных пилонах установлены 26 бронзовых скульптур защитников Ленинграда. Скульптурные группы обращены в сторону бывшей линии фронта — к Пулковским высотам.

Главная вертикаль мемориала — 48-метровый гранитный обелиск — символизирует торжество Победы народа в Великой Отечественной войне. Непосредственно у основания обелиска расположена скульптурная группа «Победители»: фигуры рабочего и солдата, олицетворение, по замыслу М. К. Аникушина, единства города и фронта. Обелиск — связующее звено между «Площадью Победителей» и полукруглым Памятным залом «Блокада». К нему ведут широкие лестницы по обеим сторонам постамента обелиска. Ломаные линии стен, грани разрыва символического кольца блокады по замыслу авторов монумента должны ассоциироваться с хаосом и разрушениями, которые несли осаждённому Ленинграду вражеские бомбардировки и артобстрелы. Этой цели подчинена отделка поверхности стен, сохраняющая фактуру деревянной опалубки — такими были оборонительные сооружения военных лет.

С северной стороны комплекса, обращённой в сторону города, расположен памятный зал «Блокада». От внешнего мира он отделён нависающим выполненным из бетона разомкнутым кольцом диаметром 40 метров и протяженностью 124 метра, символизирующим прорыв блокады. В центре зала расположена скульптурная композиция «Блокада». Автор намеренно выполнил фигуры почти в человеческий рост, чтобы современник мог острее ощутить, как глубока скорбь ленинградцев, как тонка была грань между жизнью и смертью. О своей работе художник говорил, что здесь хотел передать всё: и бомбёжки, и артобстрелы, и жуткий голод, и лютую стужу, страдания и боль Ленинграда, который терзал безжалостный враг.

Спустя три года 23 февраля 1978 года открылся подземный памятный зал. Сегодня зал является филиалом Музея истории города. Здесь разместилась документально-художественная экспозиция, посвященная обороне и блокаде Ленинграда. Вдоль стен зала установлены 900 светильников в виде свечей — столько дней продолжалась блокада. Под светильниками — названия населённых пунктов, мест боёв под Ленинградом. В Памятном зале расположены 12 художественно-исторических экспозиций, где можно увидеть документы и предметы времён Великой Отечественной войны. Здесь же находятся мозаичные панно «1941 — Блокада» и «Победа» (авторы С. Н. Репин, И. Г. Уралов, Н. П. Фомин, руководитель А. А. Мыльников), электронная карта «Героическая битва за Ленинград», мраморная доска героев с именами почти 700 защитников города — Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда, кавалеров ордена Славы трех степеней, удостоенных этих наград за оборону Ленинграда. В 1995 году в экспозицию были включены тома Книги Памяти, куда занесены имена солдат и мирных граждан, отдавших жизнь за Ленинград.

 

 

8. «ПОКЛОННАЯ ГОРА- парк Победы» (г.Москва)

Поклонная гора — это срытый пологий холм в Западном административном округе Москвы, находится между реками Сетунь и Филька. Изначально делилась по оврагу на западную и восточную части. Восточная часть Поклонной горы была срыта в 1950—1960-е годы при строительстве Кутузовского проспекта и жилого квартала от Окружной железной дороги до улицы Генерала Ермолова. Большая часть западной половины горы была использована в 1980—1990-е годы при устройстве парка Победы — мемориального комплекса в честь победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Оставшаяся от холма возвышенность находится в восточной части парка.

Впервые на месте холма между реками Сетунь и Филька еще в 1942 году было предложено установить памятник народному подвигу 1812 года. Однако в тяжелых условиях Великой отечественной реализовать проект не удалось. Строительство мемориала началось в 1984 году, а завершилось лишь 11 лет спустя: комплекс был торжественно открыт 9 мая 1995 года, в 50-ю годовщину войны. На церемонии присутствовали главы 55 государств. На территории Парка Победы расположены храмы трех конфессий (православный, мечеть и синагога), которые символизируют многонациональность армии освободителей. В Центральном музее Великой Отечественной войны собрана уникальная коллекция, в том числе - 1,5 тыс.томов "Книги Памяти" и ее электронный аналог, в которых записаны судьбы советских воинов, оборонявших свою страну от фашистов. Также на территории парка работает выставка военной техники. Ну а центром монумента является Монумент Победы.

В 1942 году архитектор Яков Чернихов предложил установить на холме памятник красноармейцам, которые шли через Поклонную гору и сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Московское отделение Союза архитекторов СССР утвердило проведение конкурса на лучший проект, но он был приостановлен Иосифом Сталиным. 23 февраля 1958 года на Поклонной горе установили памятный гранитный знак с надписью: «Здесь будет сооружён памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов», а в 1961 году разбили парк. В 1970—1980-х на сооружение памятника собрали 194 млн рублей, остальные средства выделялись государством и правительством Москвы.

Работа по строительству мемориального комплекса началась во второй половине 1980-х годов и вызвала протесты: несколько сотен протестующих вышли 6 мая 1987 года на Манежную площадь возле Кремля с красными флагами и транспарантами с лозунгами «Сохранить Поклонную гору», «Прекратить строительство на Поклонной горе», «За бережное отношение к памятникам культуры», «К ответу саботажников перестройки». Наибольшую активность проявили активисты московского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и ультраправого националистического Общества «Память». Протестующие требовали встречи с генеральным секретарем Михаилом Горбачёвым. Их согласился принять Борис Ельцин, который тогда занимал должность первого секретаря Московского городского комитета КПСС. На встречу к зданию на Тверской (в то время улице Горького) участники, развернув знамёна и транспаранты, проследовали колонной до 500 человек. После этой встречи работы были приостановлены, но к концу 1987 года основной холм всё же срыли, а Поклонная гора, на которую добавили насыпную часть, была передвинута вглубь от Можайского шоссе. Девятого мая 1995 года, ко дню 50-летия Победы, состоялось торжественное открытие мемориального комплекса Победы.

В парке Победы установлены памятники, посвященные Первой мировой и Великой Отечественной войне (Монумент Победы, Трагедия народов), работает Музей Победы, Храм Георгия Победоносца, Мемориальная Синагога и Мемориальная мечеть.

 

 

 9. Мемориальный комплекс «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ-ГЕРОЙ» (г.Брест, Беларусь)

Брутальный мемориал посвящен подвигу советских воинов, принявших на себя первыми удар фашистской армии 22 июня 1941 года.

Оборона крепости шла 32 дня, 23 июля 1941 года в плен был взят командовавший обороной Восточного форта майор Гаврилов, по официальным данным, последний ее защитник. Одна из надписей в крепости гласит: "Я умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина. 20/VII-41".

Впервые об обороне Брестской крепости стало известно из штабного немецкого донесения о взятии Брест-Литовска, захваченного в бумагах разгромленной 45-й пехотной дивизии (хранилось в Архиве МО СССР — оп. 7514, д. 1, л. 227—228) в феврале 1942 года в районе Кривцово под Орлом при попытке уничтожить болховскую группировку немецких войск.

По материалам «Боевого донесения о взятии Брест-Литовска» в газете «Красная звезда» от 21 июня 1942 года была напечатана статья полковника М.Толченова «Год тому назад в Бресте». В 1948 году в «Огоньке» появилась статья писателя Михаила Златогорова «Брестская крепость»; в 1951 году художник Пётр Кривоногов написал картину «Защитники Брестской крепости». Заслуга восстановления памяти героев крепости во многом принадлежит писателю и историку Сергею Сергеевичу Смирнову, а также поддержавшему его инициативу Константину Михайловичу Симонову. В 1955 году опубликована героическая драма Сергея Смирнова «Крепость над Бугом», в 1956 году выходят документальная повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость», а на экраны мира — художественный фильм по сценарию Константина Симонова «Бессмертный гарнизон» (почётный диплом МКФ в Венеции).

С этого времени Брестская крепость становится символом непоколебимой стойкости советского народа и важным символом официальной патриотической пропаганды.

8 мая 1965 года Брестской крепости присвоено звание крепость-герой. С 1971 года является мемориальным комплексом. Мемориал «Брестская крепость-герой» построен по проектам скульптора Александра Павловича Кибальникова. К площади Церемониалов примыкают здание Музея обороны Брестской крепости и руины Белого дворца. Композиционным центром является главный монумент «Мужество», на его обратной стороне размещены рельефные композиции, рассказывающие об отдельных эпизодах героической обороны крепости. В 3-ярусном некрополе, композиционно связанном с монументом, захоронены останки 850 человек. Перед руинами бывшего инженерного управления горит Вечный огонь Славы. На обзорной площадке сохранились руины казарм 333-го стрелкового полка и других оборонительных и жилых сооружений.

9 мая 1972 года на Пост № 1 у Вечного огня Брестской крепости впервые заступили юнармейцы. 24 сентября 1984 года открыт музей Поста № 1 «Мальчишки бессмертного Бреста». 23 февраля 1992 года на территории мемориала был открыт музей «Боевой славы авиаторов».

 

10. Мемориальный комплекс «ХАТЫНЬ» (Логойский район, Минская область, Белоруссия)

Хатынь — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих. В соответствии с принципом коллективного наказания 149 жителей Хатыни были сожжены заживо за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам. В карательной операции участвовали 118-й батальон шуцманшафта и особый батальон СС «Дирлевангер».

В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР.В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны, в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин, скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года.

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни.

  • На братской могиле из белого мрамора — Венец памяти. На нём — наказ погибших живым: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле. Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!».
  • На обратной стороне Венца памяти — ответ живых погибшим: «Родные вы наши. Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами. Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья. Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет. Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!".

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков, напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках — бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска — печально звенящий колокол. Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» — 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня — это сама Хатынь). Одна из таких деревень — Шуневка. Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени — символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Ещё один мемориальный элемент комплекса — «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь». На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь — в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.

Дата создания: 23-04-2021
Дата последнего изменения: 04-11-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: