Версия для слабовидящих

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств г. Пошехонье  

"Память в камне - 2021"

В 2021 году проект "Память в камне" продолжает свое существование и будет делиться фотографиями и информативным материалом о самых известных архитектурных сооружениях культурного наследия страны, которые были разрушены во времена войны 1941–1945 годов и восстановлены в послевоенное и современное время. В этом году цикл публикаций мы назвали "КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ - ЖЕРТВЫ ВОЙНЫ".
Тема архитектуры выбрана неслучайно. Скульптура и композиция - одни из основных предметов предпрофессиональной программы на декоративно-прикладном отделении ДШИ.

1. ПЕТЕРГОФ.

ПЕТЕРГОФ– один из самых живописных дворцово-парковых ансамблей мира. Фонтаны, роскошная мебель, золочёные интерьеры и скульптуры – всё здесь выглядит так, будто в любую минуту войдёт представитель царской фамилии, который просто прогуливался по своей вотчине перед обедом.Однако то, что посетитель видит сегодня – результат кропотливой работы не только тех, кто жил в императорский век. В дни Великой Отечественной войны это бывшая царская резиденция была почти полностью разрушена. Сюда прилетели десятки тысяч снарядов – некоторые из них находят и по сей день. Мы постараемся рассказать вам о том, как спасали музейные экспонаты перед блокадой Ленинграда, и чего стоило восстановить петергофское наследие после войны.

По данным Государственного музея-заповедника (ГМЗ) "Петергоф", за время войны здесь было утрачено больше раритетов, чем в других пригородах Ленинграда. Военные раны Петергоф залечивал несколько десятилетий, но сейчас музейщики уверены, что его дворцы и парки предстают перед публикой даже в лучшем виде, чем до войны.

Одним из первых увидел Петергоф после оккупации военный корреспондент ЛенТАСС Павел Лукницкий, который вошел в знаменитый пригород Северной столицы вместе с частями Ленинградского фронта 19 января 1944 года. Его новость, опубликованная в газетах, открыла ленинградцам страшную правду: их любимый Петергоф почти полностью уничтожен. "...Мы идем по Петергофу вместе с бойцами роты офицера Волтовского. Немецкие дикари, оставляя город, подожгли уцелевшие здания. Вот разгромленный и разрушенный Большой дворец. Сейчас он в огне. Пылает все, что уцелело от разрушения. Горит и Монплезир. Повсюду пепел, развалины. Фашистские варвары все осквернили, разрушили и подожгли. Старинный собор немцы разграбили и испакостили. Храм превращен в отхожее место. Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойденное по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезен. Вся система фонтанов приведена в негодность. Деревья парка фашистские мерзавцы вырубили… Петергоф превращен в пепел..."

Сотрудники Петергофского музея увидели его несколько дней спустя. Среди увиденного в воспоминаниях сотрудницы Тихомировой, датированных 31 января 1944 года, перечисляется, в частности: "...неописуемый хаос каких-то обломков, полузасыпанных снегом, громадный противотанковый ров, пересекающий весь сад, а за ним обгорелые руины Большого дворца без золотых куполов. Нижний парк сверху казался снежной пустыней с мертвыми черными деревьями, опутанными проводами, а в захламленном ковше каскада стоял пустой пьедестал "Самсона"..."

Самой большой военной утратой Петергофа признан его главный символ — фонтанная группа "Самсон, раздирающий пасть льва",установленная в 1735 году в память о победе русских войск над шведами под Полтавой в 1709 году.

Перед наступлением гитлеровцев, когда музейщики занимались эвакуацией экспонатов, многие скульптурные шедевры удалось вывезти или спрятать в землю, однако самые большие и тяжелые статуи: "Самсон", "Тритоны", "Нева", "Волхов" Большого каскада, "Тритон" из Оранжерейного садика, четыре мальчика-тритона на Марлинском участке — остались на своих местах и были утрачены...

"Самсон", которого можно увидеть в ковше Большого каскада в наши дни, был воссоздан к 1947 году по архивным фотографиям и документам скульпторами В.Л. Симоновым и Н.В. Михайловым. Работы по воссозданию группы завершились к 1956 году. После этого группу реставрировали еще раз: 28 декабря 2010 года. 17 апреля 2011 года "Самсона" вернули на свое место.

За период боевых действий и немецкой оккупации было утрачено 454 предмета. Сохранившиеся скульптурные шедевры после войны были отреставрированы и установлены на прежние места. В январе 1948 года в Верхний сад была возвращена вывезенная гитлеровцами в Германию группа "Нептун".

По данным дирекции ГМЗ "Петергоф", до вступления немецких войск из музея было эвакуировано свыше 14 тыс. музейных предметов. Все они, кроме скульптур, хранились в Новосибирске и Сарапуле. Скульптуры были частично размещены в Исаакиевском соборе и на Товарной станции Московского вокзала. Другая часть — 55 мраморных статуй и бюстов — захоронена в ящиках в земле на территории Нижнего парка, 28 бронзовых статуй и ваз — в тоннеле Большого каскада.

Восстановление Петергофа началось сразу после освобождения, и после многочисленных споров о его будущем было решено восстанавливать его именно как дворец. Труд реставраторов, заново создавших жемчужину архитектуры, можно назвать подвигом.

В 2009 году Петергоф собрал на встречу и чаепитие 33 своих реставратора. До наших дней дожили всего трое из них.

19 января в Петергофе возлагают цветы к военным памятникам — в память о подвиге тех, кто защищал, освобождал и возрождал Петергоф.

2. ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ.

Екатерининский дворец (также известный как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, Большой дворец, Старый дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских правительниц — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.Дворец расположен в 26 км. к югу от центра Санкт-Петербурга в бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин).

Екатерининский дворец является Объектом культурного наследия России. Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр», который входит в Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников».

Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.

Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.

Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.

Екатерининский дворец сильно пострадал и стал мишенью для обстрела. Нижний этаж немцы использовали как гараж. Оставшиеся во дворце предметы искусства они изуродовали, а часть уникальной коллекции вывезли. Одна из самых больших культурологических потерь Второй мировой войны - бесследно пропавшая Янтарная комната из Екатерининского дворца. Лишь в 2000-х в Россию вернулись ее небольшие фрагменты, но основную часть пришлось полностью воссоздавать - работы завершились в 2003 году.

В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.

Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.

Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.

 

3. ПАВЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ.

Павловск был построен в конце 18 века как летняя резиденция императора Павла I. Он находится вблизи Царского Села и так же был захвачен немцами, серьезно пострадал прекрасный английский парк и дворец Павла I - уходя, немцы подожгли его.

Настоящим героем была директор комплекса Анна Зеленова.В свои 28 лет она не только организовала эвакуацию и захоронение ценностей, но до последнего оставалась за работой, спасая экспонаты. Она покинула дворец за день до немецкого захвата - ей пришлось уйти в Ленинград пешком, а это около 30 км.Там и начались ее мучительные дни блокады.

Из воспоминаний Анны Зеленовой: "Это были дни и ночи невероятной спешки. Налеты учащались… Окна дворца наглухо заколотили. Электричества не было. Работали со свечами, а потом жгли веревки и скрученную бумагу. Срочно готовили к отправке вглубь страны ценнейшие коллекции дворца – картины, люстры, хрусталь, фарфор, художественную мебель, произведения из слоновой кости и янтаря. Все это вывозили на вокзал...Особенно трудно было с дворцовой скульптурой. Тяжелая и хрупкая, ценная, как все античные уникумы, она стояла в опустевших залах и была так хороша, что страшно было к ней прикоснуться. Отправить её в далекое путешествие не решились, но и в залах оставлять её тоже нельзя. Вовремя вспомнили о прочных сводчатых подвалах. В узком отсеке бережно принесенную скульптуру расставили как можно теснее. К античным статуям дворца присоединили всех муз из Парадной библиотеки Южной анфилады…В парке уже поранило бомбежкой многие деревья. Это же грозило и парковой скульптуре. Мы знали, что цены ей нет, но эвакуировать такое количество статуй было невозможно. Решили зарыть их здесь же, в парке. Места для захоронения выбрали на газонах. Первыми ушли в землю бронзовые статуи с 12 дорожек – района Старой Сильвии – девять муз, окружавших аполлона, Меркурий, богини Флора и Венера Каллипига. Легли в землю все дети рыдающей Ниобеи. У дворца на больших кругах сняли с пьедестала статуи Правосудия и Мира. На белом мраморе кто-то из рабочих успел написать: «Мы вернемся и найдем тебя!»...

Уже через неделю после освобождения Ленинграда от блокады Зеленова вернулась на руины Павловска. И хотя городские власти не верили, что почти полностью утраченный дворец можно восстановить, она смогла убедить правительство в обратном и тут же организовала реставрационные работы.

В итоге Павловск стал первым из дворцово-парковых ансамблей, который был полностью отреставрирован уже в 1977 году.

 

 

4. ГОРОД-ГЕРОЙ ЛЕНИНГРАД.

Завершаем проект городом-героем, городом, который с давних лет и по сей день является сердцем культурной жизни страны - ЛЕНИНГРАД (ныне Санкт-Петербург), стойкость жителей которого не смогли сломить ни фашисты, ни блокада, ни какие-либо другие обстоятельства и явления!Конечно же, рассказать обо всех сооружениях, зданиях и архитектурных памятниках не представляется возможным, но мы попытались поделиться с вами небольшой частью истории нашей страны и информацией о восстановлении культурных ценностей.


27 января 1944 года Ленинград полностью освободили от вражеской осады. В апреле ленинградские власти решили начать восстановление города, не дожидаясь окончания войны. Война и блокада нанесли колоссальный ущерб городу. Немецко-фашистские варвары разрушили и повредили сотни ценнейших исторических памятников русской и мировой культуры. Бомбы и снаряды попали во многие исторические здания: в Оперный театр (бывший Мариинский), Инженерный замок, Русский музей, Эрмитаж, Зимний дворец и др. Были разрушены замечательные пригороды: Петродворец (б. Петергоф), Пушкин, Павловск, Стрельна, Урицк и др.

Обстрелы и бомбежки разрушили треть жилого фонда, 840 зданий промышленных предприятий, две трети медицинских учреждений, половину школ. Из-за поврежденных коммуникаций не хватало света, тепла и воды. А вот желание людей поскорее вернуться к мирной жизни было огромным.

Ленинград возрождался быстро. Токари и пекари, вагоновожатые и профессора после работы становились строителями, дворниками и садоводами. На Кировском заводе решили, что каждый должен после смены отработать ежемесячно не менее двадцати часов на восстановлении и благоустройстве.

Только в 1944-1945 году ленинградцы восстановили 1,6 миллионов квадратных метров жилья, 205 школ, десятки детских садов и яслей. В городе преобладало печное отопление. В апреле 1946 года первые семь тысяч квартир ленинградцев получили газ. Газеты писали: «В домах, где в тяжкую годину едва теплилось пламя в печах, зажгутся газовые плиты, появятся нагревательные печи, ванные колонки… И ленинградская женщина, дежурившая под обстрелами на крыше и отстоявшая свой город, сможет сбросить с плеч немалую часть домашних забот».

Одновременно с восстановлением и развитием индустрии города ленинградцы восстанавливали жилые здания и архитектурные памятники. «Мы отстояли Ленинград — мы сделаем его еще краше и лучше». Под этим лозунгом коммунисты Ленинграда поднимали на активное участие в восстановительных работах сотни тысяч ленинградцев. К тридцатой годовщине Октябрьской революции (1947 г.) Ленинград в основном восстановил свой довоенный облик.

В восстановлении Ленинграда своим патриотическим трудом прославились новаторы: мастер каменной кладки А. Куликов, кровельщики братья Преображенские, штукатуры 3. Сафин, И. Карпов и многие другие строители. Каменщик А. Парфенов со своим звеном уложил больше 4 млн. кирпичей, выполнив 4 годовые нормы.


Надеемся, что вам было интересно прикоснуться к нашей истории и ощутить гордость за наших предков и прадедов, героев войны и ветеранов, всех тех, кто пытался сохранить и восстановить культурные ценности нашего общества и страны!
Дата создания: 04-11-2021
Дата последнего изменения: 08-11-2021
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: